Роль игры в жизни ребенка

Игра имеет колоссальное значение в жизни детей. Благодаря игре ребенок развивается и познает новое, учится манипулировать предметами и осваивает новые роли.

Мария Киселева

Мария Киселева

Клинический психолог, детский психолог, психодраматист

Все происходит постепенно, дети не сразу начинают понарошку варить суп и играть в маму и папу. Остановимся на каждом возрастном периоде, чтобы понять, какая игра свойственна ребенку в разном возрасте и в чем ее важность для развития.

От ноля до двух

С рождения и до двух лет дети активно познают мир и предметы в этом мире, им важно понять, что это за предмет и как он действует. Поэтому в этом периоде развивается предметная игра и игры, в которых ребенок знакомится с миром вещей и миром природы. 

Ребенок узнаёт названия предметов и что они делают: «это машинка, вот так ее катаем», «вот это камень, мы можем его бросить, можем в руке подержать, а можем положить в ведерко». Игра в «ку-ку», а потом и в прятки, дает малышу знание, что мама может ненадолго исчезнуть, а потом появиться. 

«Сорока-ворона» и «ладушки» учат телесному взаимодействию: вот пальчики, вот ладошки, пальчики можно загибать, а в ладошки хлопать. Нам, взрослым, кажется, что это такие простые и незамысловатые игры, а малышам очень увлекательно и интересно и учиться хлопать, и радоваться от того, что получается. 

Не менее увлекательно придумывать самим подобные игры для малышей, как это описано, например, в истории заботливой бабушки — «Весёлый завтрак ».

С двух до трех

С двух лет до трех лет ребенку важно быть похожим на родителя, поэтому он начинает копировать действия взрослых, болтать ложкой в кастрюльке, как будто варит суп, «рулить» машиной, как папа, катать коляску, складывать покупки в магазинную тележку. 

Это называется отобразительная игра, то есть игра, которая копирует действия других людей, обычно взрослых. Здесь важно дать ребенку проявить себя, чтобы он положил покупку в тележку, «сварил» суп в кастрюле. И пусть он будет не настоящий, но малышу это дает огромное знание и уверенность, что он как мама, он может также.

С трех до четырех

С трех до четырех лет ребенок научается манипулировать предметами, этот игровой этап называют «предметно-манипулятивный» или режиссёрская игра. Ребенок раскладывает игрушки, желательно небольшие, рядом с собой и играет, озвучивая их. Машинки могут сталкиваться, ездить и даже разговаривать. Появляются «замещающие» объекты: ребенок может взять кубики и представить, что это машинки, и играть уже как машинками.

С четырех до пяти

С четырех до пяти лет развивается образная игра, ребенок начинает представлять себя каким-нибудь персонажем: лисичкой, котенком или рыцарем.

С пяти до шести

С пяти до шести лет образная игра развивается в сюжетно-ролевую, ребенок не только представляет, что он — лисичка, но и начинает вести себя как лисичка, говорит, что будет есть ту еду, которую едят лисы, жить в норке, да и мама у него не просто мама, а мама-лиса. 

У рыцаря может появиться конь в виде палки от швабры, самодельные доспехи и меч, он может лихо скакать на своем коне, побеждать драконов и спасать маму-принцессу. Помочь ребенку освоить репертуар сюжетно-ролевых игр могут различные семейные традиции, например, игра в домашний театр.

С шести до семи

В шесть-семь лет дети учатся играть по правилам, это как различные настольные игры, так и сюжетно-ролевые игры в большой детской компании, где существуют определенные внутренние правила. 

Не у всех детей это получается сразу, многим тяжело, они расстраиваются и злятся, что не выиграли, что не первые. Помочь в этом могут игры с родителями по правилам, как в историях «Игра в „Эрудит“» или «Игра в города». Родители могут мягко вводить правила, сначала поддаваться ребенку, постепенно приучая, что правила все-таки есть и их нужно соблюдать.

Сложные игры

Дальше игра ребенка усложняется и совершенствуется, главное — ему в этом не мешать. 

Но реалии нашей современной жизни таковы, что родители часто жалуются: ребенок не хочет играть, постоянно просит поиграть с ним, да и не умеет. Родители в растерянности спрашивают: что делать, стоит ли с ним играть?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним наше детство, как мы играли и учились играть. В этом нам помогут наши истории. Вот, например, история «Забавы на день рождения» про традицию, которая идет аж с 70-х годов — родители устраивали для детей различные игры и квесты, придумывали импровизированные спектакли из самодельных кукол. Детям это очень нравится, и они быстро перенимают этот навык и дальше играют сами, а став взрослыми — учат своих детей.

Также можно вспомнить наше «дворовое» детство, когда ребята много гуляли во дворе и домой приходили только поесть и поспать. А эти разновозрастные компании, где все вместе: и малыши, и взрослые дети, и все заняты в игре. 

В больших разновозрастных компаниях дети обучаются самым важным игровым моментам: быть в роли, выстраивать сюжет и подчиняться этому сюжету, то есть в том числе играть по правилам.

Если нет возможности играть во дворе большой компанией, то родители могут взять процесс в свои руки и устраивать игры у себя дома.

Игра может стать подспорьем для родителей, которые хотят привлечь детей к помощи по хозяйству — история «Игры и помощь». Ведь играть и помогать намного увлекательнее.

Другие традиции:
Театрализованная постановка на Новый год

Перед Новым годом каждый член семьи и гость готовит себе костюм (тема обговаривается заранее или придумывается на ходу). Например, сказка «Муха -Цокотуха» или «Барин и слуги».

Умелые неумехи

Оказалось, что мне по наследству от бабушки передалось неумение готовить сладкое. Даже самые простые рецепты при мамином контроле мне не даются. То же самое и с бабушкой. Единственное, что она умеет мастерски готовить из сладкого, — торт «Наполеон».

Рож­де­ствен­ская тра­ди­ция

Праздник Рождества вошел в нашу семью, как, впрочем и во многие другие семьи, не очень давно, наверное, уже в нынешнем XXI веке. Когда шумная суета новогодья стихает и кажется почему-то, что что-то еще обязательно должно свершиться... Мир, затаив дыхание, ждет. И это ожидание уводит нас от тепла и домашнего уюта в заснеженный морозный простор наших Крылатских холмов.